Главная
Статьи





08.11.2022


08.11.2022


08.11.2022


07.11.2022


07.11.2022






Келвинский акведук

18.01.2022

Келвинский акведук — судоходный акведук в Глазго, по которому канал Форт — Клайд проходит над рекой Келвин. Является объектом культурного наследия Шотландии категории A.

История

Проект акведука был разработан Робертом Уитвортом, одним из инженеров-контролеров в команде Джона Смитона, проектировавшего и строившего канал Форт — Клайд. Подрядчиками строительства акведука были Уильям Гибб, явившийся основателем инженерной династии, прославившейся инженерной компанией «Сэр Александр Гибб и партнеры», и Джон Мюир, который также построил расположенные рядом пять Мэрихиллских шлюзов канала. 16 июня 1787 года Арчибальд Спирс, председатель комитета по строительству канала, заложил первый камень в фундамент акведука.

После своего открытия в 1790 году Келвинский акведук стал самым большим судоходным акведуком Великобритании,, зрители были впечатлены видом парусных лодок, проплывавших над их головами. Общая стоимость реализации проекта составила 8 509 фунтов стерлингов, что превысило первоначальную сметную стоимость в 6200 фунтов стерлингов.

В 1989 году Келвинский акведук был признан объектом культурного наследия Шотландии категории A.

Описание

Акведук имеет длину 445 футов (136 м), с четырьмя арками, каждая с длиной пролета 50-футов (15 м) и высотой над поверхностью реки 62 фута (19 м). Акведук был спроектирован так, чтобы глубина воды в его русле составила 8 футов (2,4 м).

Арки акведука и опоры отделаны рустикой, при этом все три промежуточные опоры имеют ледорезы, хотя непосредственно в реке стоит только одна опора. Парапеты, ограничивающие русло канала на акведуке по боковым сторонам, имеют округлую форму, фактически являясь лежащими на боку арками, с высотой сегмента арки составляющей приблизительно 1/10 длины пролёта арки. Данная конструкция, как и в случае Лаггиского акведука, поперечную силу давления воды на стенки корыта, по которому проходит канал по акведуку, существенно возрастающую при следовании судов по акведуку, преобразует в распор — продольную реакцию арки, силу, идущую вдоль течения канала и передаваемую устоям моста. Это хорошо видно при виде сверху, в частности, при нахождении на бечёвнике канала непосредственно на акведуке.