Главная
Статьи





08.11.2022


08.11.2022


08.11.2022


07.11.2022


07.11.2022






5-я дивизия войск НКВД по охране железнодорожных сооружений

06.11.2022

5-я дивизия войск НКВД по охране железнодорожных сооружений — воинское соединение НКВД СССР в Великой Отечественной войне.

История

Приказом НКВД СССР № 00206 от 08.03.1939 «О реорганизации Управления пограничными и внутренними войсками» во исполнения Постановления СНК СССР № 154-16сс от 02.02.1939 «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками» 6-я Харьковская бригада внутренней охраны НКВД переформирована в 5-ю дивизию войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.

Управление дивизии и 1-й отдельный батальон дислоцировались в Харькове, 3-й отдельный батальон в Сталино, 54-й полк в городе Днепропетровск, 59-й полк в Армавире.

До Великой Отечественной войны дивизия выполняла задачи по охране железнодорожных сооружений на Южной железной дороге, Курской железной дороге, Северо-Донецкой железной дороге, Южно-Донецкой железной дороге, Московско-Донбасской железной дороге, Сталинградской железной дороге, железной дороге имени Ворошилова, Сталинской железной дороге.

В 1940 году 10-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион дивизии принимал участие в Советско-Финской войне. 1 февраля 1941 года дивизион был передан в состав РККА.

На 22 июня 1941 года дивизия дислоцировалась:

  • Штаб дивизии — Харьков
  • 54-й полк
    • штаб полка и службы Днепропетровск
    • 1-я рота — Днепропетровск
    • 2-я рота — станция Синельниково
    • 3-я рота — станция Запорожье
    • 4-я рота — станция Апостолово
    • 5-я рота — Симферополь
    • резервная рота — Днепропетровск
    • полковая школа — Днепропетровск
    • комендатура войск НКВД — Харьков
    • клуб войск НКВД — Харьков
  • 59-й полк
    • штаб полка и службы — Армавир
    • 1-й батальон — Ростов-на-Дону
      • 1-я рота — Сталинград
      • 2-я рота — Ростов-на-Дону
    • 2-й батальон — Краснодар
      • 3-я рота — Краснодар
      • 4-я рота — станция Белореченская
    • 3-й батальон — Туапсе
      • 5-я рота — Туапсе, Сочи
      • 6-я рота — Сочи
    • резервная рота — Армавир
    • полковая школа — Армавир
    • бронепоезд — станция Тихорецкая
  • 81-й полк
    • штаб полка и службы — Харьков
    • 1-й батальон — Харьков
      • 1-я рота — станция Орёл
      • 2-я рота — станция Харьков
      • 3-я рота — станция Крюков
    • 2-й батальон — Красный Лиман
      • 4-я рота — станция Красный Лиман
      • 5-я рота — станция Дебальцево
      • резервная рота — Харьков
      • полковая школа — Красный Лиман
  • 15-й отдельный батальон
    • штаб — Воронеж
      • 1-я рота — Воронеж
      • 2-я рота — станция Елец
      • резервный взвод — Воронеж
      • учебный взвод — Воронеж

В составе действующей армии с 26 июня 1941 года по 15 января 1942 года.

С 26 июня 1941 года по указанию НКВД № 31 войска дивизии находились в оперативном подчинении начальника войск НКВД по охране войскового тыла Юго-Западного фронта. Численность дивизии на эту дату составляла 8193 человека.

В период Великой Отечественной войны дивизия выполняла задачи по охране Южной железной дороги, Курской железной дороги, Северо-Донецкой железной дороги, Южно-Донецкой железной дороги, Ленинской железной дороги, Юго-Восточной железной дороги, Московско-Донбаской железной дороги, войскового тыла Южного, Западного фронтов (Восточная Украина, Тула, Воронеж).

9 августа 1941 года 81-й полк дивизии удержал мост через Днепр в городе Крюков, что позволило советским войскам переправиться на левый берег Днепра, после чего мост был уничтожен.

2 сентября 1941 года в бою за мост через реку Самара 54-й стрелковый полк уничтожил 70 солдат противника.

4 сентября 1941 года 81-й полк вели бой за станцию Потоки. К 15.00 полк отошёл за реку Псёл, взорвав за собой мосты. Бронепоезд «Маршал Будённый», подошедший к станции в 15.45 позволил задержать противника на пять часов, после чего он был взорван командой, которая отошла за реку.

В октябре 1941 года 5-я рота 54-го полка, находившаяся в Симферополе отступила в Севастополь и 10 ноября была включена в состав сводного пограничного полка Приморской армии. Бронепоезда дивизии осуществляли боевую деятельность на железных дорогах Донбасса. Резервная рота 115-го полка участвовала в обороне Мценска. 1-я рота того же полка участвовала в обороне Тулы.

На 4 ноября 1941 года дивизия находилась на железнодорожной станции Лиски в распоряжении Оперативной группы войск НКВД СССР.

Приказом НКВД СССР № 00293 от 11.02.1942 года дивизия была переформирована в 26-ю дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог.

Состав

  • 3-й железнодорожный полк (с 28.07.1939 по 29.11.1940)
  • 54-й железнодорожный полк
  • 59-й железнодорожный полк (до 01.07.1941)
  • 81-й железнодорожный полк (с 29.11.1940)
  • 113-й железнодорожный полк (с 23.06.1941)
  • 115-й железнодорожный полк (с 23.06.1941 по 28.10.1941)
  • 125-й железнодорожный полк (с 29.01.1942)
  • 1-й отдельный железнодорожный батальон (с 08.03.1939 по 08.07.1939)
  • 3-й отдельный железнодорожный батальон (с 08.03.1939 по 08.07.1939)

Командиры

  • Соловьёв, Филипп Яковлевич, комбриг (с 04.06.1940 года генерал-майор) — (08.03.1939 — 27.06.1941)
  • Микрюков, Михаил Евдокимович, полковник — (27.06.1941 — 26.07.1941)
  • Карасик, Хаим Рубинович, полковник — (26.07.1941 — 11.02.1942)